Основная среда обитания наших детей на целых 10 лет жизни — это школа. Здесь они проводят 70% своего времени. И здесь они, к сожалению, с младых ногтей не только получают знания, но и теряют здоровье. В чем причина?
Гигиенисты бьют тревогу. Материально-техническая база многих школ, особенно сельских, не отвечает современным санитарно-гигиеническим требованиям: освещенность, водопровод, спортзал… Да что там, зал, даже участка пришкольного нет. С другой стороны, учебный процесс в современной школе невозможно представить без использования компьютерной техники, электронных учебников, интерактивных досок, которые (вот парадокс!), наряду с очевидными достоинствами, могут оказать и негативное влияние на здоровье детей.
Еще проблема. За последние годы школ в нашей стране стало просто меньше. В основном закрываются сельские, где учиться некому. И сельские ребятишки ежедневно затрачивают на поездку в школу и обратно более 2-3-х часов! Впрочем, в крупных городах та же проблема — дети в час пик едут на общественном транспорте…
В городах, особенно крупных, все больше появляется школ т. н. "полного дня". Вроде бы, дело полезное. Но к такой школе предъявляются и повышенные требования. Помимо обучения, это полноценное питание и присутствие школьного доктора. А этого просто нет.
Ни сна, ни отдыха…
Но и это не все. Наиболее "агрессивно" влияют на здоровье школьников чрезмерная образовательная нагрузка, интенсификация обучения, а также дефицит времени для усвоения учебной информации. Пока, вопреки утверждениям руководителей образовательной системы, все нововведения не дают оснований утверждать, что нагрузки снижаются.
Возьмем профильное обучение старшеклассников. Мы изучили их режим дня — он оказался ущербным. Большинство школьников недосыпает, мало гуляет, практически перестали ходить в спортивные секции "просто так" для здоровья. Все силы уходят на занятия — в школе и дома. А времени на восстановление потраченных сил практически нет. В буквальном смысле ни сна, ни отдыха…
В чем причины учебной перегрузки? Это, во-первых, неэффективное содержание общего образования, а во-вторых, запредельная интенсификация учебного процесса из-за слишком короткой, по сравнению со многими другими странами, продолжительности учебного года.
В российских школах учебный год длится 160 учебных дней, а в большинстве других государств 200-240.
Сюда же можно добавить чрезмерный объем домашних заданий, доминирование авторитарного стиля отношений педагога с учеником, недостаточное внимание к созданию психологического комфорта в школе. И, наконец, низкая познавательная мотивация — дети не знают, зачем они учатся?
По данным Минобразования России, из-за перегруженного, нефункционального содержания более половины школьников не усваивают 60% программного материала! Обсуждая проблему перегрузок, нельзя учитывать учебную нагрузку исключительно в часах или в объеме материала. Она зависит и от психологического отношения. То что интересно, снижает эффект перегрузки. А то, что вызывает отторжение, может вызвать "перегрузочный эффект" даже при небольших объемах учебного материала. Особенно актуально это в начальной школе, когда складываются познавательные интересы и мотивации ребят.
Пока школа полна парадоксов. Внедрение инновационных форм обучения, с одной стороны, снижает напряженность учебного процесса, а, с другой, — становится фактором риска. Приводит к учебным перегрузкам и нарушению здоровья детей. Но как таких рисков избежать?
Антиперегрузочные рецепты
В нашем НИИ разработан их набор. И, проверив его на практике, убедились — он действует!
Во-первых, даже не интересному надо учить интересно. Во-вторых, перегрузок будет меньше, если увеличить количество уроков физкультуры, или ежедневного спортивного часа. В-третьих, неожиданную помощь в борьбе с перегрузками может оказать… новая учебная мебель, позволяющая менять рабочую позу. Большую пользу приносит и рациональное расписания уроков. Например, проведение сдвоенных уроков по одному предмету в средних и старших классах.
Аргумент исследователя:
Снизить и даже обойтись без домашних заданий за счет более эффективной организации урока; прибавить число классов, но сократить число учащихся; выделить часы дневного сна для "первоклашек", посещающих продленный день — все это снизит утомление и вред от интенсификации.
Сменить график каникул
Большинство школ нашей страны уже не одно десятилетие работают по единому графику. Однако его давно пора менять.
Особенно это относится к самой продолжительной — третьей четверти. В лексиконе школьных психологов даже появился новый диагноз — "синдром третьей четверти": выраженная усталость, жалобы на плохое самочувствие, головные боли, сонливость, сниженное внимание. А еще это период наихудшей погоды, короткого светового дня, эпидемиологического неблагополучия (например, роста острой инфекционной заболеваемости), усиления авитаминоза. И одновременно третья четверть — время освоения основного и наиболее трудного учебного материала.
Поэтому мы рады тому, что часть наших школ уже перешли на новую структуру учебного года. 5-6 недель занятий регулярно сменяются недельными каникулами. Продолжительность учебного года, число каникулярных дней и продолжительность летних каникул остаются неизменными, а вот столь затянутых периодов учебы, как "перегрузочная" третья четверть, удается избежать.
Где эта планка?
Стратегия развития школьного образования подчинена разработке новых общеобразовательных стандартов. Она стартовала в 2004 году и ведется в рамках "Федеральной целевой программы развития образования до 2010 года".
Новые стандарты зададут нижнюю допустимую границу уровня подготовки. До сих пор таких норм не существовало. Поэтому и представления об уровне образовательных результатов складывались стихийно, они были нацелены на наиболее способных и заинтересованных ребят.
В новой модели стандартов есть важное преимущество: они определяют требования к системе образования, а не к ученику, как это было раньше. Это усилит защищенность ребят от перегрузок. Ведь эти стандарты впервые включают и гигиенические требования к условиям их реализации. То есть должны быть обеспечены безопасные, комфортные условия обучения детей, устранены причины перегрузок.
Аргумент исследователя:
Показатели психологического здоровья современного учительского корпуса: Для учителей с 15-20-летним стажем, а таких в школе большинство, характерны ранние "педагогические кризы истощения". Уровень невротизации достигает 70%. Поэтому педагоги сегодня нуждаются в социальной и психологической защите.

Автор: Слета Марина
Источник: http://www.medpulse.ru/health/prophylaxis/prof/9479.html.